Завершены съемки кинофильма о Валерии Харламове «Легенда № 17»
В феврале 2012 года студия «ТРИТЭ» завершила съемки кинофильма о Валерии Харламове «Легенда № 17», в работе над которым Творческая лаборатория «Эполет» принимала участие в сотрудничестве с художником по костюмам, лауреатом премии «Ника-2011», Сергеем Стручевым.
Предлагаем вашему вниманию статью «Трус не снимает хоккей» главного редактора газеты «Культура» Елены Ямпольской, опубликованную в № 8 (16-22 марта 2012 года).
Холодной предвесенней ночью столичный ресторан «Метрополь» закрыли на спецобслуживание. Здесь под чаек в пластиковых стаканчиках, сухое печенье и фрукты, лопать которые категорически нельзя (реквизит!), завершились съемки фильма «Легенда № 17».
Лента, посвященная Валерию Харламову, вероятнее всего, выйдет на экраны в начале 2013-го – когда Россия будет принимать молодежный чемпионат мира по хоккею. На ледовых площадках Уфы снова встретятся непримиримые соперники – сборные России и Канады.
В принципе выпускать «Легенду № 17» в прокат можно и раньше: 2012-й – год юбилейный. Поклонники хоккея отмечают сорокалетие суперсерии СССР – Канада, когда наши красавцы Третьяк, Мальцев. Якушев, Зимин. Шадрин, Блинов, а также великолепная тройка Харламов – Михайлов – Петров в первой игре надрали канадцев со счетом 7:3. Переломив таким образом ход не одного только матча, но мировой истории хоккея. Поистине великий перелом.
«Легенда № 17» как раз про это. Наш триумф в Монреале – кульминация картины. Поскольку фильм рассчитан на час пятьдесят экранного времени, а телевизионное расширение не предусмотрено, из окончательной версии сценария пришлось удалить необычайно интересную и трогательную историю становления маленького Валерия Харламова – мальчика с больным сердцем, которому врачи и мама запрещали даже думать о спорте.
По-человечески «детские» сцены жаль, но драматургически это правильно. Один фильм – одна победа. Придется забыть, что Харламов одержал их как минимум две: первую – над собственной природой, другую – над самонадеянными заокеанскими профессионалами.
Впрочем, бывали победи и локального масштаба. Например – как не скурвиться. Не сдуться, не придать амбициозную мечту в расслабляющей атмосфере провинциального хоккейного клуба? Выигрывать невыгодно, - объясняют новичку Валерию чебаркульской «Звезды». Кому много дано, с того много и спросится. Не лучше ли по ресторанам с девочками гулять?
Одного из чебаркульских «философов» в фильме Николая Лебедева сыграл потомственный, хотя и не звездный хоккеист Александр Валерьевич Харламов. Кроме того, в работе над «Легендой…» помогала сестра Валерия Харламова Татьяна.
75 съемочных дней стартовали летом 2011-го и помимо Москвы охватили Минск (тамошний стадион выстроен по проекту монреальского «Форума»), Бобруйск, подмосковную Электросталь, маленький Питильяс и испанский Наварре…
В картине снимались Светлана Иванова, Нина Усатова, Владимир Меньшов, Роман Мадянов, Борис Щербаков. Главных ролей две: помимо Харламова еще гениальный и безжалостный тренер Анатолий Тарасов. Эту пару отдали Даниле Козловскому и Олегу Меньшикову. На слух подобный выбор кажется, мягко говоря, странным, однако непредсказуемость никому еще не мешала – если только соединена с мастерством. Как бы то ни было, имена, безусловно, суперкассовые.
… За столиком в «Метрополе» («Массовка! Фотографировать на площадке запрещено! Увижу у кого-нибудь фотоаппарат, отправлю домой. Кроме того напоминание: реквизит есть нельзя!»), надев очки, углубился в текст еще один звездный участник процесса – Даниэль Ольбрыхский. Это бывший игрок, а к началу 1970-х менеджер НХЛ Тайлер Хейуорд. По сценарию он значительно моложе, однако искали заграничного исполнителя и в итоге сошлись на пане Даниэле.
Именно по инициативе задиры Хейуорда и завертелась интрига с суперсерией. Вот и в «Метрополь» вместе с любимой девушкой, будущей женой Ириной, входит уже знаменитый, прославленный на всю страну Харламов. Данила Козловский и Светлана Иванова пробираются между столиками: девушки позабыв про своих кавалеров, бросаются к Харламову; гости столицы (преимущественно в лице чернокожих студентов Университета Дружбы народов) наблюдают за автограф-сессией. На сцене певица выводит: «Опять от меня сбежала последняя электричка…» в томной джазовой обработке. Харламов быстрым росчерком отбрасывает салфетки, листочки из блокнотов, записные книжки и вдруг замирает – перед ним журнальная фотография игроков НХЛ.
- Классная команда, а? – с издевкой спрашивает незнакомец Тайлер Хейуорд, НХЛ. Разрешите вас угостить?
Так – сквозь насмешки и скепсис – зачиналась легенда.
Все настоящее требует времени и усилий.
Фильм про Харламова тоже родился не вдруг. Идея возникла у гениального директора студии «ТРИТЭ» Леонида Верещагина в 2004-м, когда на экраны вышла американская картина Miracle («Чудо») – о триумфе хоккейной сборной США на олимпиаде 1980 года.
«А у нас ведь было собственное чудо!» - взревновал Верещагин, не только крепкий патриот, но и опытный спортсмен. Кстати, отечественный кинематограф рисковал лишиться одного из своих ведущих продюсеров, если бы в детстве Леня Верещагин смог преодолеть сопротивление родителей и продолжить карьеру футболиста…
- Я понимаю, чем стала для нас победа над канадцами, - жарким шепотом рассказывает мне Верещагин, пока Козловский и Иванова, дубль за дублем, появляются на пороге ресторанного зала. – Это сравнимо только с полетом Гагарина! Последние несколько лет у меня была мечта: сделать фильм про то, как наши победили.
Мечта близка к осуществлению. «Легенда № 17» обещает соединить в себе самое ценное, что бывает в кино: социальную значимость и лихо закрученный сюжет. Впереди монтаж и много компьютерной графики – с ликующими трибунами и молниеносными пролетами шайб.
Бюджет «Легенды…» - около 280 млн. рублей.